Народные ОФЗ-н: нюансы пилотного выпуска
Что за невиданный «зверь» такой эти народные облигации? Объясняем о калькуляции доходности, дополнительных расходах, досрочном возврате и еще немного о «тайных» планах Минфина, «заманивающих» россиян в облигационные сети.
В этой статье Вы узнаете о том, что такое «Народное ОФЗ», какова их доходность, где их можно купить. А также о рисках, ограничениях и особенностях.
Специфика эмиссии
ОФЗ-н – присвоенное Минфином официальное название новым ценным бумагам. В прессе их уже прозвали «народными», «нерыночными», «розничными», «непрофессиональными», «упрощенными», «небиржевыми», «для физических лиц». Владеть такими облигациями могут только совершеннолетние граждане-резиденты РФ. Бумаги привязываются к конкретному частному инвестору-покупателю и лишены возможности обращения на вторичном рынке, передачи другим физическим лицам (разве только по наследству), перепродажи или использования в качестве залога. Исключаются любые сделки с юридическими лицами, в том числе с управляющими компаниями. Все это говорит об ограниченной ликвидности бумаг. Впрочем, покупателю гарантирован досрочный возврат его денег по его первому заявлению, с сохранением для него купонного дохода за прошедший период, но в сопровождении некоторых расходов. Есть и другие отличия от обычных ОФЗ, давно существующих на российском финансовом рынке, тоже государственных, тоже для физических лиц, но с классическим рыночным функционалом.
26 апреля 2017 года стартовали продажи лишь первого выпуска специфичного облигационного займа. Доступ к нему покупателей заканчивается 25 октября того же года. Затем Минфин планирует очередную эмиссию, ориентируясь уже на спрос, выявленный во время реализации пилотного предложения. В программе государственной долговой политики РФ до 2019 года отражено намерение ежегодно эмитировать пакеты ОФЗ-н, каждый раз объемом до 20-30 млрд. рублей. Очевидно, что условия госзайма будут меняться с каждым новым выпуском.
Поскольку заявленный Минфином главный замысел нововведений – практические уроки финансовой грамотности для населения, то, возможно, поэтому объемы первой эмиссии государство ограничило относительно скромными размерами в 15 млрд. руб. Номинал одной облигации установлен в сумме 1 000 руб. Каждый инвестор может вложить от 30 000 до 15 000 000 руб. Впрочем, по другой информации, пока не подтвержденной на деле, ничто не запрещает одному человеку купить по максимальному пакету одновременно у двух агентов. Агентами по продаже назначены лишь два банка: Сбербанк и ВТБ 24. Хотя не исключено, что в будущем и другие крупные кредитные организации допустят выполнять миссию розничных магазинов.
Тайные цели Минфина: версии
Основной целью пробного выпуска упрощенных долговых обязательств Министерство финансов провозглашает стимулирование у рядовых россиян привычки к средне- и долгосрочным сбережениям. Финансисты уже прозвали ОФЗ-н промежуточным состоянием между традиционными фондовыми инструментами и банковскими депозитами. Это своеобразие объясняется следующими факторами. С одой стороны – неволатильной, заранее известной доходностью инвестиций и повышенной надежностью эмитента. С другой – чуть более сложными условиями оперирования и владения, характерными уже для классических ценных бумаг (инвестору нужно освоить суть таких понятий, как цена покупки-продажи, номинал, брокерский счет, депозитарий, купонный доход и т.п.).
Предполагается, что, набив руку на ОФЗн, уже в недалеком будущем не самые бедные российские граждане начнут более активно инвестировать свои личные сбережения в классический фондовый рынок, как это делает средний класс в экономически более развитых западных странах. Минфин считает, что тренировку навыка и приобретение опыта безопасно начинать с народных облигаций, как с наименее рискованных финансовых инструментов. Новые облигации в рейтинге безопасности бывалые инвесторы уже поставили на второе место после традиционных банковских депозитов. Кое-кто даже утверждает, что ОФЗ-н это лучше, чем депозит.
Некоторые наблюдатели высказывают версию, что финансовые власти с помощью ОФЗ-н пытаются заставить россиян достать «из-под подушки» спрятанные там наличные сбережения и вложить их, наконец, в экономику страны. Другими экспертами реализация в жизнь таких надежд подвергается сомнению, поскольку вполне возможен не приток новых средств, а банальный переток в облигации денежной массы с банковских депозитов. Наверное, только время покажет – какой вариант воплотится на практике.
Еще одна версия состоит в предполагаемом желании Минфина привлечь деньги частных лиц для затыкания бюджетных дыр. Хотя и это на поверку оказывается довольно спорным заявлением, если сравнить небольшой объем выпуска ОФЗ-н и дефицит госбюджета в 2,7 трлн руб. в 2017 г. Именно невнушительная пока сумма эмиссии ставит под сомнение и вариант с якобы планами Минфина обеспечить экономике рост за счет народных облигаций. Поскольку внутренние займы государства у своего населения (через классические биржевые ОФЗ) и так уже превышают триллион рублей, то полтора десятка миллиардов (привлеченных через ОФЗ-н) на этом фоне выглядят каплей в море.
Эмитентом бумаг, то есть должником перед покупателями, выступает Министерство финансов РФ. Это значит, что государство отвечает перед владельцами облигаций всем своим имуществом при возможном наступлении чуть ли не главного риска такого инструмента – дефолта эмитента. Поэтому можно предположить, что даже непредвиденный, неожиданный дефолт окажется лишь техническим, то есть кратковременным, как это и случилось в пресловутом 1998 году. Недобрым словом многие вспоминают тот дефолт государства, но немногие знают, что все долги по ГКО именно перед держателями-физлицами были таки погашены в тот же год.
Особенности программы
Создатели обновленной в 2017 году программы уверены, что трехлетний срок (от выпуска до погашения) – наиболее оптимальный вариант для того, чтобы владелец смог и прочувствовать волатильность российского рынка, и не переживать за возможные убытки, если вдруг инфляция, обесценивающая любые сбережения, снова поползет вверх в какой-то момент. Кстати, сравнение инфляции и доходности разных финансовых инструментов – один из обязательных элементов финансовой грамотности. Фиксированная доходность первых ОФЗ-н достаточна высока, чтобы покрыть гипотетические потери от роста цен в экономике. Разработчики посчитали, что более долгий срок вложений, например пятилетний, мог бы отпугнуть непрофессиональных инвесторов. Тем более, делающих свои первые шаги на фондовом рынке в эти кризисные для экономики годы.
По подсчетам некоторых специалистов, средневзвешенная доходность первого выпуска ОФЗ-н равна 8,92% годовых или 26,8% за полных три года. В условиях этой первой программы зафиксировано, что в течение её действия размер процентной ставки буде меняться шесть раз (в сторону увеличения ближе к концу срока). Купон выплачивается за каждые прошедшие шесть месяцев. Точный график выплат купонного дохода таков: 01.11.2017 – 7,5% годовых; 02.05.2018 – 8% годовых; 31.10.2018 – 8,5% годовых; 01.05.2019 – 9% годовых; 30.10.2019 – 10% годовых; 29.04.2020 – 10,5% годовых. То есть, каждому определенному полугодовому периоду соответствует своя ставка, что важно клиенту при досрочном возврате облигаций в банк или при покупке бумаг клиентом спустя время после старта эмиссии. Ведь большинство инвесторов купит ОФЗ-н далеко не в первый день их продаж.
Если еще и реинвестировать купонную прибыль, то выгода превысит 9% годовых. Сумма общего дохода будет тем меньше, чем позже от даты выпуска клиент приобретёт бумаги. Расчет дохода осуществляется в банке-агенте в момент клиентской покупки. На сайте Минфина всем доступен калькулятор расчета доходности в зависимости от суммы и даты покупки. В будущем, возможно, что банки с подачи эмитента будут продавать/покупать облигации по цене ниже номинала. Но в последний день гашения 29 апреля 2020г вкладчику вернется стопроцентная сумма номинала, плюс накопленный купонный доход за те дни, что человек владел ОФЗ-н. Инвесторы, уже купившие народные облигации, говорят, что банковские консультанты подробно объясняют условия и помогают разобраться с доходностью, которую непросто рассчитать в зависимости от оставшегося до гашения количества дней.
Народная облигация имеет документарную форму. Практически это виртуальная бумага, представляющая собой информацию в электронном виде с обязательным централизованным хранением в депозитарии, выбранном Минфином. База данных защищена государственным сертификатом безопасности. Клиенту, помимо выданного на руки договора, для отслеживания операций в режиме реального времени предоставляется личный кабинет на интернет-портале брокера.
Для покупки облигаций банк сам открывает клиенту у брокера обязательный в этом случае счет, если такого у инвестора еще нет. Возможно, что за ведение брокерского и банковского счета будет взиматься годовая абонентская плата, впрочем, это зависит от выбора клиентом вида услуги (возможен бесплатный вариант). А вот брокерское обслуживание расчетов точно будет бесплатным, так обещает Минфин. Кстати, операции с ОФЗ-н через ИИС не предусмотрены. Из-за обязательного оформления брокерского счета, облигации можно будет купить не в каждом отделении банков-агентов, лишь в тех, где работают специально обученные консультанты и установлено специфичное программное обеспечение. Список таких избранных офисов можно найти на сайтах банков.
Прибыль от ОФЗ-н досадно уменьшит комиссия, взимаемая с инвестора банком в день заключения договора за выполнение функций продавца. Здесь государство само установило предел вознаграждений для своих агентов в зависимости от инвестированной покупателем суммы. Наименьшая комиссия в размере 0,5% от объема вложений взимается с покупки стоимостью более 300 000 руб. 1% придется заплатить, если в пакет ОФЗ-н разместить 50 000-300 000 руб. А самую дорогую комиссию 1,5% отдаст покупатель, инвестировавший в облигации за один раз самую маленькую сумму 30 000-50 000 руб. На практике это выглядит так: допустим, в первый же день выпуска покупатель вложил в госбумаги 30 000 руб., тогда он единоразово заплатит банку операционную комиссию 1,5%=450 руб.
При необходимости, возникшей у инвестора, досрочный обмен облигаций на деньги, как уже говорилось выше, – разрешен в любой момент, но только в том же банке-агенте, где заключался договор. При этом у клиента опять возникнут дополнительные расходы в виде агентского вознаграждения за операцию, все те же 0,5-1,5% (в зависимости от суммы сдаваемого обратно пакета ОФЗ-н). Комиссионные не взимаются лишь в последний день срока, установленного Минфином для финального гашения облигационного займа. При возвращении же бумаг государству досрочно инвестору выплачивается вложенный номинал, плюс накопленный купонный доход. НКД для выплаты рассчитывается по графику, приведенному выше, но за тот неполный период, что человек фактически владел бумагами.
По действующему сегодня налоговому законодательству (которое, кстати, меняется на глазах) от НДФЛ освобожден только чистый купонный (процентный) доход от гособлигаций. Если же возникнет положительный дисконт между ценой покупки и ценой продажи облигации, то на эту разницу все-таки придется заплатить налог на доход физических лиц. В данном случае его перечислением в бюджет и заполнением справки 2-НДФЛ займется банк-агент, отвертеться у клиента не получится. Покупка-продажа облигаций банком по цене ниже номинала, со слов представителей Минфина, заложена как вероятная возможность. Правда, пока не ясно при каких обстоятельствах она будет реализована. Гашение же в последний день всегда будет по фиксированному номиналу (1 000 руб. за штуку).
Подробнее о возможных рисках ОФЗ-н, а также сравнение народных облигаций с банковскими депозитами, классическими рыночными ОФЗ и вложениями в инвалюту – читайте на нашем портале в ближайшее время.
Оксана Лукьянец, эксперт Вкладвбанке.ру
02.05.2017